Евгений Терентьев
«Белеет парус одинокий...» в Стрельне В 1831–1832 гг., еще не достигнув 18-летнего возраста, Михаил Лермонтов в некоторых своих произведениях уже является созревшим художником. Не говоря о лирических стихотворениях, как например, "Чаша жизни", "Белеет парус одинокий" или "По небу полуночи ангел летел", которые почти каждый россиянин знает наизусть, самым совершенным произведением этого периода является поэма "Измаил-Бей". Эти произведения показали, что в России появился поэт со своим собственным мироощущением, со своим собственным лирическим голосом: не Пушкин, не Жуковский, не Байрон, а другой - "ещё неведомый избранник".
Если говорить о символических образах в его стихах, то можно вспомнить, что "Парус", поэтизировавший деятельные начала человеческой натуры, впервые появляется в поэме "Последний сын вольности" (1830 г.):
И белый парус понесло
Порывом ветра, и весло
Ударилось о синий вал
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
В какой далекий край они
Отправились, чего искать?
Кто может это рассказать? Стремление Лермонтова к "действованию" явилось причиной перемен в его судьбе. 1832 г. был годом во многих отношениях переломным для поэта. В середине этого года поэт, тогда студент словесного факультета Московского университета, подал неожиданно прошение о переводе в Санкт-Петербургский университет по "домашним обстоятельствам".
В творчестве поэта в это время появляются мотивы душевного непокоя, страстная жажда перемен. В стихотворении "Я жить хочу!" он пишет:
Я жить хочу! Хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан? Образы бурного моря, грозы, растрепанного ветром паруса встречаются во многих произведениях Лермонтова этого периода. Это были отзвуки настроений, всколыхнувших Европу и русское общество в 1830–1831 гг. Это также и отзвуки романтизма, господствующего тогда в литературе, и близкого сердцу поэта. Но прежде всего для поэта это был завет "действовать". Переезд в Петербург был первой проверкой мечты действительностью, литературных представлений - жизненной реальностью.
В августе 1832 г. Лермонтов с бабушкой Е.А. Арсеньевой переехали в Петербург. После величаво раскинувшейся Москвы с ее своеобразием, административный Петербург с прямыми улицами и казенными домами, гранитный и холодный, где много воды, не понравился поэту и не развеселил его души. Лермонтов страдал в Петербурге, страдал с первых дней пребывания в нем. "Увы как скучен этот город..." писал он в 1832 г., - город, где
Доволен каждый сам собою,
Не беспокоясь о других,
И что у нас зовут душою
То без названия у них... Лермонтов усердно посещает родственников и знакомых, изучает город и его окрестности. В августе 1832 г. Лермонтов пишет в письме к своей кузине Софье Александровне Бахметьевой: "до самого нынешнего дня я был в ужасных хлопотах; ездил туда-сюда, к Вере Николаевне на дачу и проч., рассматривал город по частям и на лодке ездил в море - короче, я ищу впечатлений, каких-нибудь впечатлений".
В.Н. Столыпина, вдова Аркадия Александровича Столыпина, брата бабушки Лермонтова Е. А. Арсеньевой, жила на даче, в двенадцати верстах от столицы, на Петергофской дороге. От этой дачи недалеко уже было и до Стрельны, где часто бывал поэт.
Стрельна привлекала поэта романтическим дворцом-замком, расположенным на возвышенности у самого берега залива. Прежний владелец усадьбы великий князь Константин Павлович умер в 1831 г. от холеры в Варшаве. С 1815 г. он практически безвыездно проживал там, а стрельнинский дворец в летнее время занимали его родственники и приближенные. По всей усадьбе видны были следы запустения. В 1831 г. осиротевший дворец переходит во владение сына Николая I великого князя Константина Николаевича, который родился в 1827 г. в Петербурге. Малолетнему владельцу не было необходимости проживать в Стрельне, и великокняжеская резиденция будет подготовлена только ко времени его женитьбы в 1847 г.
Природа, которой Петербург и его окрестности не славились, не произвела на поэта особенного впечатления. Даже море, о котором он так мечтал, не вызвало в нем особенного восхищения:
И наконец я видел море
Но кто поэта обманул?
Я в роковом его просторе
Великих дум не почерпнул. 2 сентября 1832 г. Лермонтов пишет письмо М.А. Лопухиной, старшей сестре своей московской возлюбленной Вареньки, и посылает ей сделавшиеся впоследствии знаменитыми стихи, написанные на берегу Финского залива, ("вот еще стихи, которые я сочинил на берегу моря"), в Стрельне: "Белеет парус одинокий..."
На первый взгляд, стихотворение представляет простую пейзажную зарисовку с конкретными и точными образами бунтующей и спокойной стихии. Но на фоне этих образов и через них проступает образ мятежной души поэта. Противоречия между "морем" и "парусом" символизируют противоречие между жизнью и человеческой личностью, брошенной в ее океан. Человек оказывается вечно неудовлетворенным. Закон его жизни - мятеж. В "Парусе" Лермонтова мы вступаем в особый мир с необъятными далями, с неизмеримой высотой и глубиной, с неотвратимо бегущим временем.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!... В этих начальных строках перед нами раскрываются бескрайние просторы, наполненные воздухом и красками. Морские дали подчеркивают одиночество затерявшегося в них паруса.
В двух последующих стихах вся живописная картина приводится в движение, наши представления раздвигаются за пределы видимых горизонтов, вперед, по ходу движения паруса, и назад, к покинутым им родным берегам:
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном? Что передает течение времени - от прошлого, через настоящее к будущему.
Рисуя дальше в двух строках картину бурного моря, поэт в последующих двух стихах показывает, как стрелкой компаса, направление движения паруса в пространстве и времени:
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит...
Увы! Он счастия не ищет,
И не от счастия бежит. А в последней строфе Лермонтов обозначает еще одно "измерение" окружающего парус мира - его глубину и высоту:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой... В письме к М.А. Лопухиной Лермонтов пишет: "Сейчас я начал рисовать кое-что для вас и, может быть, пошлю вам рисунок".
Лермонтов был не только поэтом, природа щедро одарила его и талантом художника-живописца. То немногое, что он оставил нам, даст право говорить о живописи поэта как о значительном явлении и рассматривать его произведения как звено в развитии романтического русского пейзажа. Графиня Е.П. Ростопчина, одна из наиболее значительных поэтесс 19 века, в своих воспоминаниях говорит: "Главная его (Лермонтова) прелесть заключалась преимущественно в описаниях местностей; он сам хороший пейзажист, дополнял поэта - живописцем".
Однажды вернувшись домой с берега Финского залива, где он написал стихотворение "Парус", Лермонтов по памяти нарисовал акварель "Парус". Очевидно, что при этом он использовал и свои зрительные впечатления, когда выходил в море на лодке. На переднем плане среди вспененных волн изображена парусная лодка, справа на возвышенном берегу видны стены и башни крепости. Береговая линия, возвышенный берег справа, очень напоминают вид Стрельны с моря, только дворец заменен на романтическую крепость.
Эта акварель, конечно, не иллюстрация, а своеобразный зрительный комментарий, несущий дополнительную информацию к литературному замыслу поэта. Он отражает неразрывность связей Лермонтова художника и поэта, слившихся в едином, тревожно-романтическом восприятии мира. Мы видим, что даже рисуя с натуры, Лермонтов изобразил морской вид пофантастичнее. Следует обратить внимание также и на то, что для поэта изображение не только моря, но и неба имеет исключительную значимость.
В литературе о Лермонтове существуют и другие версии о месте создания стихотворения и акварели "Парус", называют Петергоф и Ораниенбаум, но строго документальных свидетельств для какой-либо из них пока нет. Приведенный рисунок акварелью (9,2 х 15,7 см) взят из семейного альбома М.А. Шан-Гирей, которая приходилась теткой поэту. В этом же альбоме, который в настоящее время хранится в Государственной Публичной библиотеке в Петербургe, находится еще тринадцать акварелей и два рисунка Лермонтова, сделанные поэтом на протяжении более чем десятилетнего периода (1825-1835 гг.).
Среди этих рисунков для нас интересна еще одна акварель, нарисованная в 1825 г. "На горячих водах" (Пейзаж с озером), где еще совсем юный Лермонтов изобразил парусник на озере в Железноводске. Это то ли попытка мальчика сделать зарисовку с натуры, то ли и тогда уже детское воображение поэта волновал образ паруса.
Впоследствии в 1839-1840 гг. Лермонтов вернулся к образу паруса в романе "Герой нашего времени" (завершающие строки повести "Княжна Мери"): "Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига; его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце; он ходит себе целый день по прибрежному песку, прислушивается к однообразному ропоту набегающих волн и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус".
Многими поколениями русских читателей лермонтовский "Парус" воспринимается как выражение свободолюбивых, революционных настроений. Стихотворение нашло отражение в романсовом творчестве более чем семидесяти русских и советских композиторов. С музыкой Варламова он стал народной песней. Мужественный, энергичный ритм (болеро), мажорный характер мелодии передают эмоциональный колорит и мятежный порыв лермонтовского стихотворения.
Стихотворение иллюстрировали И.К. Айвазовский, В.М. Конашевич, М.И. Пиков, Ф. Константинов и другие художники. Один из лучших рисунков награвировал Пиков в 1953 г. Его концовка к "Парусу", не будучи плоскостной и не имея рамки, тем не менее "прикреплена" к плоскости страницы. Этому способствует прорисовка второго плана параллельными линиями, не "прерывающими" поверхность, а спокойно и равномерно лежащими на ней, словно строчки стиха.
На снимках: "Парус", гравюра Ф. Константинова;
детский рисунок М.Ю.Лермонтова;
портрет М.Ю.Лермонтова;
страница стихотворения "Парус"с гравюрой М.И.Пикова;
акварель "Парус" М.Ю.Лермонтова.
К сожалению, не удалось установить, где и когда была опубликована эта статья. http://ekatalog.lplib.ru/elb/637.pdf