On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Музей "Морская Стрельна" открыт 18 августа 1996 года.
Стрельнинский краеведческий форум открыт 25 декабря 2015 года.

АвторСообщение
администратор


Сообщение: 311
Зарегистрирован: 25.12.15
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.02.16 15:15. Заголовок: М. Ю. Лермонтов в Стрельне


Олег Вареник
Лермонтов в Стрельне
Вести Стрельны, № 21, 13.11.2014



http://mo-strelna.ru/vesti2014.html

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]


администратор


Сообщение: 400
Зарегистрирован: 25.12.15
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.05.18 14:06. Заголовок: «Белеет парус одинокий...» в Стрельне


Евгений Терентьев
«Белеет парус одинокий...» в Стрельне



В 1831–1832 гг., еще не достигнув 18-летнего возраста, Михаил Лермонтов в некоторых своих произведениях уже является созревшим художником. Не говоря о лирических стихотворениях, как например, "Чаша жизни", "Белеет парус одинокий" или "По небу полуночи ангел летел", которые почти каждый россиянин знает наизусть, самым совершенным произведением этого периода является поэма "Измаил-Бей". Эти произведения показали, что в России появился поэт со своим собственным мироощущением, со своим собственным лирическим голосом: не Пушкин, не Жуковский, не Байрон, а другой - "ещё неведомый избранник".

Если говорить о символических образах в его стихах, то можно вспомнить, что "Парус", поэтизировавший деятельные начала человеческой натуры, впервые появляется в поэме "Последний сын вольности" (1830 г.):

И белый парус понесло
Порывом ветра, и весло
Ударилось о синий вал
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
В какой далекий край они
Отправились, чего искать?
Кто может это рассказать?


Стремление Лермонтова к "действованию" явилось причиной перемен в его судьбе. 1832 г. был годом во многих отношениях переломным для поэта. В середине этого года поэт, тогда студент словесного факультета Московского университета, подал неожиданно прошение о переводе в Санкт-Петербургский университет по "домашним обстоятельствам".

В творчестве поэта в это время появляются мотивы душевного непокоя, страстная жажда перемен. В стихотворении "Я жить хочу!" он пишет:

Я жить хочу! Хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?


Образы бурного моря, грозы, растрепанного ветром паруса встречаются во многих произведениях Лермонтова этого периода. Это были отзвуки настроений, всколыхнувших Европу и русское общество в 1830–1831 гг. Это также и отзвуки романтизма, господствующего тогда в литературе, и близкого сердцу поэта. Но прежде всего для поэта это был завет "действовать". Переезд в Петербург был первой проверкой мечты действительностью, литературных представлений - жизненной реальностью.

В августе 1832 г. Лермонтов с бабушкой Е.А. Арсеньевой переехали в Петербург. После величаво раскинувшейся Москвы с ее своеобразием, административный Петербург с прямыми улицами и казенными домами, гранитный и холодный, где много воды, не понравился поэту и не развеселил его души. Лермонтов страдал в Петербурге, страдал с первых дней пребывания в нем. "Увы как скучен этот город..." писал он в 1832 г., - город, где

Доволен каждый сам собою,
Не беспокоясь о других,
И что у нас зовут душою
То без названия у них...


Лермонтов усердно посещает родственников и знакомых, изучает город и его окрестности. В августе 1832 г. Лермонтов пишет в письме к своей кузине Софье Александровне Бахметьевой: "до самого нынешнего дня я был в ужасных хлопотах; ездил туда-сюда, к Вере Николаевне на дачу и проч., рассматривал город по частям и на лодке ездил в море - короче, я ищу впечатлений, каких-нибудь впечатлений".

В.Н. Столыпина, вдова Аркадия Александровича Столыпина, брата бабушки Лермонтова Е. А. Арсеньевой, жила на даче, в двенадцати верстах от столицы, на Петергофской дороге. От этой дачи недалеко уже было и до Стрельны, где часто бывал поэт.

Стрельна привлекала поэта романтическим дворцом-замком, расположенным на возвышенности у самого берега залива. Прежний владелец усадьбы великий князь Константин Павлович умер в 1831 г. от холеры в Варшаве. С 1815 г. он практически безвыездно проживал там, а стрельнинский дворец в летнее время занимали его родственники и приближенные. По всей усадьбе видны были следы запустения. В 1831 г. осиротевший дворец переходит во владение сына Николая I великого князя Константина Николаевича, который родился в 1827 г. в Петербурге. Малолетнему владельцу не было необходимости проживать в Стрельне, и великокняжеская резиденция будет подготовлена только ко времени его женитьбы в 1847 г.

Природа, которой Петербург и его окрестности не славились, не произвела на поэта особенного впечатления. Даже море, о котором он так мечтал, не вызвало в нем особенного восхищения:

И наконец я видел море
Но кто поэта обманул?
Я в роковом его просторе
Великих дум не почерпнул.


2 сентября 1832 г. Лермонтов пишет письмо М.А. Лопухиной, старшей сестре своей московской возлюбленной Вареньки, и посылает ей сделавшиеся впоследствии знаменитыми стихи, написанные на берегу Финского залива, ("вот еще стихи, которые я сочинил на берегу моря"), в Стрельне: "Белеет парус одинокий..."

На первый взгляд, стихотворение представляет простую пейзажную зарисовку с конкретными и точными образами бунтующей и спокойной стихии. Но на фоне этих образов и через них проступает образ мятежной души поэта. Противоречия между "морем" и "парусом" символизируют противоречие между жизнью и человеческой личностью, брошенной в ее океан. Человек оказывается вечно неудовлетворенным. Закон его жизни - мятеж. В "Парусе" Лермонтова мы вступаем в особый мир с необъятными далями, с неизмеримой высотой и глубиной, с неотвратимо бегущим временем.

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!...


В этих начальных строках перед нами раскрываются бескрайние просторы, наполненные воздухом и красками. Морские дали подчеркивают одиночество затерявшегося в них паруса.

В двух последующих стихах вся живописная картина приводится в движение, наши представления раздвигаются за пределы видимых горизонтов, вперед, по ходу движения паруса, и назад, к покинутым им родным берегам:

Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?


Что передает течение времени - от прошлого, через настоящее к будущему.

Рисуя дальше в двух строках картину бурного моря, поэт в последующих двух стихах показывает, как стрелкой компаса, направление движения паруса в пространстве и времени:

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит...
Увы! Он счастия не ищет,
И не от счастия бежит.


А в последней строфе Лермонтов обозначает еще одно "измерение" окружающего парус мира - его глубину и высоту:

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой...


В письме к М.А. Лопухиной Лермонтов пишет: "Сейчас я начал рисовать кое-что для вас и, может быть, пошлю вам рисунок".

Лермонтов был не только поэтом, природа щедро одарила его и талантом художника-живописца. То немногое, что он оставил нам, даст право говорить о живописи поэта как о значительном явлении и рассматривать его произведения как звено в развитии романтического русского пейзажа. Графиня Е.П. Ростопчина, одна из наиболее значительных поэтесс 19 века, в своих воспоминаниях говорит: "Главная его (Лермонтова) прелесть заключалась преимущественно в описаниях местностей; он сам хороший пейзажист, дополнял поэта - живописцем".

Однажды вернувшись домой с берега Финского залива, где он написал стихотворение "Парус", Лермонтов по памяти нарисовал акварель "Парус". Очевидно, что при этом он использовал и свои зрительные впечатления, когда выходил в море на лодке. На переднем плане среди вспененных волн изображена парусная лодка, справа на возвышенном берегу видны стены и башни крепости. Береговая линия, возвышенный берег справа, очень напоминают вид Стрельны с моря, только дворец заменен на романтическую крепость.

Эта акварель, конечно, не иллюстрация, а своеобразный зрительный комментарий, несущий дополнительную информацию к литературному замыслу поэта. Он отражает неразрывность связей Лермонтова художника и поэта, слившихся в едином, тревожно-романтическом восприятии мира. Мы видим, что даже рисуя с натуры, Лермонтов изобразил морской вид пофантастичнее. Следует обратить внимание также и на то, что для поэта изображение не только моря, но и неба имеет исключительную значимость.

В литературе о Лермонтове существуют и другие версии о месте создания стихотворения и акварели "Парус", называют Петергоф и Ораниенбаум, но строго документальных свидетельств для какой-либо из них пока нет. Приведенный рисунок акварелью (9,2 х 15,7 см) взят из семейного альбома М.А. Шан-Гирей, которая приходилась теткой поэту. В этом же альбоме, который в настоящее время хранится в Государственной Публичной библиотеке в Петербургe, находится еще тринадцать акварелей и два рисунка Лермонтова, сделанные поэтом на протяжении более чем десятилетнего периода (1825-1835 гг.).

Среди этих рисунков для нас интересна еще одна акварель, нарисованная в 1825 г. "На горячих водах" (Пейзаж с озером), где еще совсем юный Лермонтов изобразил парусник на озере в Железноводске. Это то ли попытка мальчика сделать зарисовку с натуры, то ли и тогда уже детское воображение поэта волновал образ паруса.

Впоследствии в 1839-1840 гг. Лермонтов вернулся к образу паруса в романе "Герой нашего времени" (завершающие строки повести "Княжна Мери"): "Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига; его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце; он ходит себе целый день по прибрежному песку, прислушивается к однообразному ропоту набегающих волн и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус".

Многими поколениями русских читателей лермонтовский "Парус" воспринимается как выражение свободолюбивых, революционных настроений. Стихотворение нашло отражение в романсовом творчестве более чем семидесяти русских и советских композиторов. С музыкой Варламова он стал народной песней. Мужественный, энергичный ритм (болеро), мажорный характер мелодии передают эмоциональный колорит и мятежный порыв лермонтовского стихотворения.

Стихотворение иллюстрировали И.К. Айвазовский, В.М. Конашевич, М.И. Пиков, Ф. Константинов и другие художники. Один из лучших рисунков награвировал Пиков в 1953 г. Его концовка к "Парусу", не будучи плоскостной и не имея рамки, тем не менее "прикреплена" к плоскости страницы. Этому способствует прорисовка второго плана параллельными линиями, не "прерывающими" поверхность, а спокойно и равномерно лежащими на ней, словно строчки стиха.


На снимках: "Парус", гравюра Ф. Константинова;
детский рисунок М.Ю.Лермонтова;
портрет М.Ю.Лермонтова;
страница стихотворения "Парус"с гравюрой М.И.Пикова;
акварель "Парус" М.Ю.Лермонтова.

К сожалению, не удалось установить, где и когда была опубликована эта статья.

http://ekatalog.lplib.ru/elb/637.pdf

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет