Олег Вареник
Рождественское чудесное возвращение «Русской Венеры» в Стрельну Вести Стрельны, 26.01.2017
К 90-летию памяти Б. М. Кустодиева
К 30-летию памяти Е.Г. Михайловой-Николаевой
К 3-летию памяти Г. И. Шулепиной Венеру, богиню красоты и любви, рисовали, лепили и ваяли ещё древние. Но «Русскую Венеру» - красавицу в русской бане - смог изобразить только Борис Кустодиев в 1926 г. за год до своей неожиданной кончины.
Ещё в 1914 г. А. Блок, поражённый красавицами Кустодиева, выразил мысль, что его женщины – это символ России. Эта идея воплотилась в написании «Русской Венеры» в бане. Сначала моделью послужила дочь Кустодиева, Ирина. Но писать богиню с дочери не получалось. В 1925 г. художник В. Д. Замирайло познакомил Кустодиева с молодой натурщицей Леночкой Николаевой, которую он писал с 1919 г. Борис Михайлович восхитился и очень обрадовался натурщице - фигура, осанка, бархатная кожа, всё подходило под его видение для «Русской Венеры». Только была она немного печальна и худа, вследствие несчастий, обрушившихся на её семью в Стрельне – недавно были отобраны три дома на Николаевском переулке для нужд новых поселенцев.
Кустодиев находит деньги и отправляет Лену в Крым отдохнуть от семейных и социальных забот и печалей, вдоволь наесться фруктов и овощей, набрать необходимую комплекцию, свежесть тела и радость чувства бытия. Но когда Леночка вернулась из Крыма, бронзовая от южного загара, с белыми пятнами от купальника, то Кустодиев только вымолвил: «Пропали мои денежки!». Невозможно писать чёрную как африканка русскую богиню в темной бане. Пришлось ждать, когда сойдёт загар и кожа станет бледно-матовой по всему телу. Потому-то и писалась «Русская Венера» целых два года: 1925-1926 гг. Но результат превзошёл все ожидания, став символом красоты России.
Прошло более полувека. В 1993 г. в газете петродворцового часового завода «Ракета» появились две статьи А. Н. Суркова «Северная Венера из Петергофа», посвящённые 90-летию Елены Григорьевны Михайловой (в девичестве – Николаевой), о её творчестве и удивительной судьбе. Автор сообщил, что она родилась в 1903 г. в Стрельне, а похоронена на Бабигонском кладбище Петергофа в 1986 г. После этих публикаций Генеральный директор ГМЗ «Петергоф» В. В. Знаменов выразил готовность установить на могиле Е. Г. Михайловой памятник, в виде «Русской Венеры». Для осуществления данной идеи мне необходимо было найти могилу натурщицы. Заинтересованный этой темой, связанной со Стрельной, в 1997 г. я начал поиски места захоронения Е. Г. Михайловой. Но все поиски оказались безрезультатны, в администрации кладбища не оказалось списков захороненных, а обход громадного кладбища не принёс находок.
В июле 1997 г. в зарождающемся музее «Морская Стрельна» была открыта экспозиция, посвящённая картине Кустодиева «Русская Венера», Е. Г. Михайловой, поиску её родственников и могилы. Всех заходивших в музей я опрашивал, есть ли у них захоронения на Бабигонском кладбище, просил при посещении могил своих родных читать эпитафии на соседних могилах, расспрашивать соседей и пр. Прошёл год, затем второй, третий, всё безрезультатно…
Но вот однажды, 2 июля 2000 г., в музей зашли две дамы. Одна посмотрела на стенд и, увидев фотографию 1958 г., попросила подругу: - «Я без очков, прочитай, кто это – не Елена Григорьевна Михайлова?». Услышав разговор, я подошел к вошедшим. Разговорились… Оказалось, что Галина Ивановна Шулепина, которая раньше жила в Стрельне, не только хорошо знала Елену Григорьевну, и знает, где её могила, но будучи художником, написала в 1971 г. её «Портрет с маками»! Долгожданная и удивительная встреча!
В один из осенних дней 2000 г. мы посетили Бабигонское кладбище Петергофа. На могиле стоял дубовый крест в большом кусте разросшихся ирисов. После публикаций о «Русской Венере» из Стрельны» в музей пришли родственники, дочь Татьяна Алексеевна и внук Алексей Евгеньевич, которые рассказали, что Елена Григорьевна перед кончиной просила своих родных не ставить на её могиле никаких памятников, камней, а поставить простой деревянный Крест. По просьбе детей, петергофский художник Сергей Николаевич Спицын разработал проект и собственноручно изготовил из дуба большой намогильный Православный Крест, который отменил наши планы по установке памятника.
Вскоре Галина Ивановна привезла «Портрет с маками» из Новой Ладоги и передала во временное пользование для экспозиции в формировавшийся музей «Морская Стрельна», оценив картину в одну тысячу долларов. Из тридцати экспозиций «Морской Стрельны» именно эта пользовалась большим успехом и популярностью у посетителей. Были опубликованы многочисленные статьи, сняты телевизионные репортажи. В бане Стрельны была размещена репродукция картины Кустодиева «Русская Венера» с сообщением, что натурщицей для этой картины послужила уроженка Стрельны. На улице Труда с двух сторон были установлены указатели, что это бывший Николаевский переулок, с изображением фрагмента картины Кустодиева «Русская Венера».
И вот перед самым Новым 2017 годом, 30 декабря, мне, создателю и хранителю музея, пришло по интернету сообщение: «… картина «Портрет с маками» оказалась в нашей семье и мы бы хотели вернуть её…». Я несказанно обрадованный таким сообщением, но, не веря этой вести, попросил прислать фото картины. Через десять минут пришло фото. Да, это оказалась наша музейная картина Г. И. Шулепиной «Портрет с маками», подписанная автором на обороте: «Портрет Елены Григорьевны Михайловой. 80 х 59. Исп. Г. Шулепина».
Сразу же позвонил Главе Стрельны В. Н. Беленкову, попросил организовать «Рождественский вечер, посвященный возвращению в коллекцию «Морской Стрельны» «Портрета с маками» (Е. Г. Михайловой-Николаевой) работы Г. И. Шулепиной, 1971 г.». Валерий Николаевич также обрадовался такому рождественскому подарку, назначил встречу на 10 января 2017 г. во Львовском дворце.
К 17 часом в кабинете Главы Стрельны собрались официальные лица местной администрации, почитатели истории Стрельны и семья Севостьяновых, дарители Игорь Борисович и Елена Сергеевна. Из сохранившегося, в домашних условиях, архива «Морской Стрельны», на столе заседаний Муниципального Совета поселка Стрельна организовали импровизированную выставку по истории написании двух картин «Стрельнинской Русской Венеры», которую рисовали дважды: первый раз Борис Кустодиев, второй – Галина Шулепина. Главным героем вечера была, конечно же, картина «Портрет с маками», которую передали в дар «Морской Стрельне» в торжественной обстановке. Глава Стрельны В. Н. Беленков и председатель Общества ревнителей истории А. Ю. Заозерский вручили благотворителям благодарственное письмо, грамоту и по огромному букету живых цветов.
Хранитель музея, обратился к Главе Стрельны с просьбой, до восстановления или открытия Краеведческого музея Стрельны, взять на временное хранение картину Шулепиной «Портрет с маками».
Валерий Николаевич сразу же выразил готовность, определил и место хранения – в помещениях Муниципального Совета. Теперь каждый пришедший на прием в Муниципальный Совет, может увидеть это Рождественское чудо – возвращение «Русской Венеры» в Стрельну.
Хранитель Краеведческого музея «Морская Стрельна»,
Почётный житель Стрельны
Олег Вареник
12 января 2017 г. http://mo-strelna.ru/vesti2017.html