Быть ли в Стрельне музею? Вести Стрельны, № 15 (298), 27.08.2015
Слово «музей» повторяется в стенах муниципалитета так часто, что создаётся впечатление — наш посёлок готовится стать центром музейного дела. Инициативные жители, создавшие группу «За музей в Стрельне» (председатель А.Ю.Малюхин) просят, настаивают, требуют — Стрельне необходим музей, а для этого нужно срочно приобрести полуразрушенное здание на Пристанской улице (за бюджетный счёт), отремонтировать его (за бюджетный счёт) и открыть (за бюджетный счёт) муниципальный (то есть, государственный) музей.
Стрельне действительно необходим музей. Муниципалитет всемерно поддерживает эту идею. Но пока идея остаётся только идеей. О чём и сообщил в ответе на имя одного из членов инициативной группы К.Г.Четвертака, заместитель Главы муниципального образования, член депутатской комиссии по культуре и спорту, В.Н.Жупник: «По мнению членов комиссии, беда с музеем в Стрельне связана, в основном, с тем, что кроме благих намерений организаторов музейного дела... не последовало главных действий, а именно, законодательного оформления правоустанавливающих документов негосударственного музея, как учреждения культуры. До сих пор по нашей информации, в соответствии со статьей 30 ФЗ № 54 от 26 мая 1996 года «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», не зарегистрированы Уставы (Положения) негосударственного музея «Морская Стрельна» и Муниципального историко- краеведческого музея (название определено Постановлением МС № 23 от 06 июня 2000 года), не была проведена собственниками музейных предметов и музейных коллекций работа по их включению в Государственный каталог и т.д. Только после огромной подготовительной работы самих собственников музейных ценностей, органы местного самоуправления поселка Стрельна могут обращаться в органы государственной власти с просьбой выделения помещения на праве оперативного управления для создания музея, как учреждения культуры.»
Что касается дома № 15 по Пристанской улице, который требует купить инициативная группа граждан, то в том же письме В.Н.Жупника подробно объяснено:
«Данный нежилой объект не соответствует требованиям объекта учреждения культуры.
Органы местного самоуправления не имеют полномочий по строительству или реконструкции объектов нежилого фонда и, в случае передачи дома № 15 по ул. Пристанской на баланс местной администрации, она не сможет привести его в соответствие требованию действующего законодательства в части требований к объектам культуры (музеям).
Норматив на содержание органов местного самоуправления поселка Стрельна не позволяет пока даже планировать создание и содержание музея, так как муниципальное образование поселок Стрельна является дотационным...» Да, если бы музеи создавались только при наличии большого желания, то проблема была бы решена быстро. Но существует несколько «но». Первое и главное «но» - создание музеев на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (С изменениями и дополнениями от: 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 26 июня 2007 г., 23 июля 2008 г., 8 мая 2010 г., 23 февраля 2011 г., 1 декабря 2014 г.).
Основываясь на этом законе, и будем рассуждать.
Когда-то, точнее, 15 лет назад, Муниципальный Совет поселка Стрельна принял Постановление № 23 «Об организации Муниципального музея на базе действующего общественного музея «Морская Стрельна».
Каким образом было принято это Постановление — понять трудно, поскольку закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» уже действовал, и создать музей одним лишь решением Муниципального Совета было невозможно. Тем не менее, это давнее Постановление постоянно фигурирует как веский аргумент в письмах и заявлениях инициативной группы. Ссылки на закон инициативных граждан не удовлетворяют. По какой-то, им одним известной причине, они считают Постановление № 23 Муниципального Совета пятнадцатилетней давности более важным документом, чем Федеральный Закон N 54.
Возможно, потому что закон предусматривал и предусматривает при создании музея (государственного или частного) на первом этапе – наличие концепции, решение учредителя, устава, утвержденного учредителем, списка атрибутированных экспонатов, которые могут быть представлены в музейной экспозиции, с их подробным описанием. А Постановление ничего подобного не требует, а просто констатирует: организовать музей.
В настоящее время ни одно из условий, упомянутых в ФЗ № 54, инициативной группой «За музей в Стрельне» не выполнено. Но даже если бы инициативная группа выполнила все условия, создание муниципального музея было бы невозможно - Муниципальное образование сегодня не располагает средствами и полномочиями для учреждения государственного (муниципального) музея.
Закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» предусматривает создание на территории РФ как государственных, так и не государственных музеев. Не государственный, частный музей, могут создать и члены инициативной группы «За музей в Стрельне». Но опять же — при соблюдении всех требований закона.
Значит ли это, что Муниципалитет не будет предпринимать попыток для сохранения и популяризации истории посёлка? Безусловно, будет. И Муниципальное Образование уже начало создавать в галерее Львовского дворца, на безвозмездной основе, временную историко-краеведческую экспозицию, посвященную истории Стрельны. «Первые ласточки» - фотовыставка «Стрельна — 70 мирных лет», на которой представлены фотографии разных лет из личных архивов жителей посёлка, и стенд, рассказывающий об усадьбе «Александровка» и её владельцах. Многие стрельницы с удивлением узнают, что «Александровка» - это и есть сегодняшний Львовский дворец. Возможно, через какое-то время, Муниципалитету удастся создать и настоящий музей. Но — в соответствии с законом «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».
www.mo-strelna.ru/_upload/_catalog/vesti2015_15/strelna_n15_(1).pdf