Олег Вареник
Комиссар-драматург
Нужна ли Стрельне память об Александре Вермишеве? Санкт-Петербургские Ведомости, № 160, 27.08.2010
...Не так давно автору этих строк довелось побывать проездом в городе Ельце. У входа на вокзал внимание привлекла мемориальная доска, надпись на которой гласила: «Здесь, защищая вокзал 31 августа 1919 г., сражался отряд красноармейцев под командованием комиссара писателя Александра Вермишева. В этом бою Вермишев был тяжело ранен, схвачен и замучен белогвардейцами». Портрет Александра Вермишева, сохраненный в музее «Морская Стрельна» Удивительно: оказывается, и Елец, и наша Стрельна чтят одного и того же героя. В Ельце есть улица и площадь имени Вермишева и памятник ему. В Елецком краеведческом музее хранятся рисунки и литературные произведения поэта, писателя и драматурга Вермишева. В Стрельне же имя Вермишева с давних пор носил дом культуры.
Кто же он такой, Александр Александрович Вермишев? По происхождению армянский дворянин, он родился в 1879 году. По одним сведениям, в Петербурге, по другим – в грузинском селе Зугдиди Кутаисской губернии, где его отец работал лесоводом. Затем семья переехала в Петербург, где Вермишев, будучи студентом университета, увлекся революционными идеями. В 1903 году вступил в РСДРП, участвовал в первой русской революции, вел партийную работу в Петербурге, Царицыне, Баку, Саратове, печатался в газете «Правда», журнале «Просвещение» под псевдонимами Александр Савицкий или С. A. Имел партийную кличку Save (Спасать). Известен был также и своим литературным творчеством – как автор пьес «За правдой», «Гонцы», «Банкроты», «Лихацкая любовь», «Праздник сатаны», «Красная правда» и др.
Вермишев принял активное участие в Гражданской войне, в 1919 был назначен военным комиссаром бригады, воевал против войск генерала Юденича, затем – комиссаром запасного пехотного батальона на Южном фронте. Когда в августе 1919 года конница генерала Мамонтова проходила рейдом по тылам красных, батальон Вермишева защищал Елец. Раненый Вермишев попал в плен и погиб мученической смертью. Его зверски пытали, а потом распяли на заборе вниз головой...
Но какая же связь героя Гражданской войны со Стрельной?
В советские времена было принято присваивать учреждениям культуры имена павших революционеров. В начале 1960-х годов в Стрельне при военном заводе под № 55 был достроен дом культуры. Кто-то из областных партийных работников (Стрельна тогда относилась к Ленинградской области), по-видимому, родом из Липецкой области, докопался до интересных сведений, что Вермишев, будучи одним из комиссаров, погибших в Гражданскую войну в Ельце, перед революцией скрывался от царской охранки в цыганском таборе под Петроградом. И не где-нибудь, а именно в Стрельне!
Действительно, о цыганах в Стрельне известно с давних пор. Вермишев, похожий на цыгана, хорошо пел и плясал, влюбился в цыганку, но жениться на ней не мог, так как не был цыганом. По семейному преданию, именно тогда в муках любви он сочинил ставший знаменитым романс «Очи черные».
Правда, немало музыковедов считают, что автором текста является украинский поэт Евгений Павлович Гребенка и впервые он был опубликован в «Литературной газете» еще в 1843 году. В то же время родственники Вермишева утверждают, что их знаменитый предок «имеет оформленное авторское свидетельство» на этот романс и что у него были патенты также на изобретения в области электричества и механики...
Как бы то ни было, но 29 апреля 1963 года президиум Ленинградского областного Совета профсоюзов постановил: «Присвоить стрельнинскому дому культуры имя Александра Александровича Вермишева – героя Гражданской войны, комиссара и одного из первых пролетарских драматургов», что способствовало дальнейшему увековечению революционера-писателя.
В 1967 году, отмечая 50-летия Октябрьской революции, липецкий писатель А. Баюканский написал о жизни и смерти красного комиссара пьесу «Когда цветет вереск». Всесоюзное радио поставило по ней радиоспектакль. В 1968 году липецкая областная журналистская организация учредила премию имени Вермишева «За лучшие публицистические материалы», которая присуждается и в настоящее время. В том же году были изданы книги о Вермишеве: «Быль о легендарном комиссаре» А. Дубинской и «Песню расстрелять нельзя!» Я. Сухотина.
В Ленинграде установили мемориальную доску на доме № 69 по Большому проспекту Петроградской стороны, где когда-то жил Вермишев. На железнодорожных станциях Елец и Миллерово также установили мемориальные доски, в Липецке именем Вермишева назвали новую улицу.
Нашли и потомков революционера. На открытии памятника в Ельце в 1971 году присутствовал его сын заслуженный работник культуры Башкирской АССР А. А. Вермишев. Внук Алексей – художник, живет в Саратове, его работы хранятся в ста музеях мира. Племянница Сэда Константиновна – известная армянская поэтесса, научный работник, экономист, общественный деятель. Внучатый племянник Ваган Вермишян является ныне главным редактором журнала «Голуб Масиса» и заместителем председателя Крымского армянского общества по вопросам культуры...
В постперестроечные времена стрельнинский дом культуры приватизировали, а мемориальный уголок Вермишева с двумя его бюстами переместили из дома культуры в подвал детской библиотеки. Затем он и вовсе затерялся. Удалось сохранить в музее «Морская Стрельна» только большой портрет героя из бывшего очага культуры...
И надо же так случиться, что в юбилейный 2009 год (130-летия со дня рождения и 90-летия гибели Вермишева) с фасада дома культуры сняли объемные буквы фамилии революционера-писателя. Хранитель музея «Морская Стрельна» попросил сотрудников дома культуры передать их на хранение в музей, но получил ответ, что их сняли «для реставрации». Год спустя, весной 2010 года, на фасаде появилось «отреставрированное» название бывшего дома культуры: «Полушка». Громадный зрительный зал переоборудовали под магазин.
Вот каковы превратности жизни: век назад Александр Вермишев, поверив в идею, пренебрег дворянскими привилегиями, пожертвовал поэтическим даром и успешной карьерой юриста ради вечных и недостижимых идеалов справедливости. Принял мученическую смерть. На его примере воспитывали подрастающее поколение. А ныне цена этому примеру, как гласит надпись на фасаде теперь уже бывшего дома культуры в Стрельне, – полкопейки. Не до героев революции сейчас, даже не до романса «Очи черные»...
http://old.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10269016@SV_Articles