Олег Вареник
Прогулка в «чухонскую деревушку»
Из истории первой картины Михаила Микешина Санкт-Петербургские Ведомости, № 185, 01.10.2010
В советское время о творчестве Микешина и о его некогда многочисленных памятниках публиковалось довольно мало. Почти все его скульптурные работы после революции были уничтожены: считалось, что в них «патриотический пафос сочетался с идеями самодержавия и православия». Картина Михаила Микешина «Лейб-гусары на водопое» (1852), запечатлевшая картину стрельнинской жизни и получившая высокое признание в Академии художеств.Только в связи с очень знаменитыми монументами, порой ставшими символами городов, вскользь упоминалось об авторстве Микешина, например, о памятнике тысячелетию государства Российского в Новгороде, Екатерине II в Ленинграде, Богдану Хмельницкому в Киеве, да и то с оговорками: «Тот факт, что на официальных конкурсах получали предпочтение проекты Микешина-рисовальщика, а не скульпторов-профессионалов, свидетельствовал о снижении роли монументальной скульптуры в России...».
Михаил Микешин отличался с детства необычайными способностями в рисовании. Уже в четырехлетнем возрасте он так искусно перерисовывал фигуры из колоды карт, что невозможно было их отличить от настоящих. Чтобы прекратить ненужные толки и направить одаренного подростка в нужное русло, его отвели учиться рисованию к местному иконописцу, а затем отдали в гимназию в Смоленск. После ее окончания Микешин устроился на работу копиистом (чертежником) в контору по строительству Московско-Варшавского шоссе, проходившего через Рославль. В свободное время он брал уроки у живописца А. Е. Рокачевского. Эта учеба кончилась тем, что учитель породнился с учеником, женившись на его сестре, и в благодарность судьбе написал портрет ученика.
Слухи о необычном чертежнике-художнике дошли и до главного подрядчика строительства участка дороги Александра Вонлярлярского. Тот заинтересовался самородком и забрал его со стройки к себе в смоленское имение Вонлярово для ее благоустройства. Восхищенный его работами, благотворитель решил взять на себя заботы и о его художественном образовании. Привезя в Петербург, представил своему младшему брату известному писателю Василию Вонлярлярскому. Работы молодого художника, как и сам земляк, понравились мэтру. «Благосклонные знакомые» решили помочь ему в получении образования.
Искушенный в столичных и придворных интригах Василий Александрович Вон-лярлярский посоветовал Микешину съездить в расположение лейб-гвардии Конного полка, который на лето расквартировывался в Стрельне, и написать на пленере картину из жизни царской кавалерии. Шефом Конного полка был государь император, любивший и знавший толк в «баталической живописи», ценил картины, изображающие его войско, находящееся, как и Академия художеств, под высочайшим покровительством.
Василий Александрович много рассказывал юному живописцу о своей молодости, о дружбе с Лермонтовым, о том, что юнкера в училище называли его «Лярским», откинув остроумно приставку «вон» и одно «ляр», о юнкерских сочинениях Лермонтова, о знаменитой «Уланше», события которой происходили в Ижорке рядом со Стрельной, о ставшем популярным рисунке «Деревня «Ижорка» улана Николая Поливанова (Лафы), который являлся одним из главных героев «Уланши».
Вонлярлярский рассказал и о находящейся рядом даче «Александровка», принадлежавшей Павлу Константиновичу Александрову – сыну цесаревича, великого князя Константина Павловича. Прикупив к своему имению часть Ижорки, он превратил ее в сад, создал таким образом пейзажный памятник местности, где происходили события, описанные Лермонтовым в его знаменитой «Уланше». Своими рассказами о Стрельне Василий Александрович увлек и очень заинтересовал молодого впечатлительного художника.
Рисунки Микешина и ходатайства покровителей по достоинству оценили в столице. В мае 1852 года Микешина зачислили в Императорскую Академию художеств – минуя класс рисования с гипсов, сразу в батальный класс профессора Б. П. Виллевальде.
Не учась еще толком в академии, семнадцатилетний Микешин сумел благодаря своему таланту и наставлениям покровителей отличиться. В разгар лета, помня совет Василия Вонлярлярского, он съездил в Стрельну, к тому же у него здесь оказался земляк, служивший кавалерийским юнкером. Вдвоем они обошли прекрасные приморские места, полюбовались морскими видами с петровской дамбы, роскошными усадьбами, забрели и в «чухонскую деревушку» Ижорку, воспетую Лермонтовым. В центре деревни находился колодец. Сцена, увиденная возле него, запечатлелась в картине Микешина «Конные солдаты», впоследствии названной по-военному – «Лейб-гусары у водопоя».
В те годы в Академии художеств существовал такой порядок: учащиеся в конце летних каникул приносили на совет академии свои работы для участия в конкурсе. Затем из занявших призовые места работ устраивалась выставка для всеобщего обозрения и назидания. 2 сентября 1852 года вышло постановление: «По рассмотрению представленных в совет академии работ вольноприходящими учениками определено: ...удостоить награды Серебряных медалей Второго достоинства: по живописи баталической, ...Михаила Микешина за картину, изображающую «Конных солдат»...».
Эта награда обрадовала не только автора, который еще и не учился в академии, но и его покровителей. В благодарность за наставления Микешин написал портрет Василия Александровича Вон-лярлярского, который оказался ценным еще и тем, что стал его последним прижизненным изображением. 30 декабря 1852 года В. А. Вонлярлярский неожиданно скончался в возрасте 38 лет. Этот портрет в настоящее время хранится в доме-музее М. Ю. Лермонтова в Пятигорске.
В Великий пост 1853 года в Императорской Академии художеств открылась выставка картин, занявших призовые места. Эти выставки любил посещать Николай I, нередко приобретавший здесь картины для своих коллекций. Работа Микешина «Лейб-гусары у водопоя» так понравилась императору, что он купил ее за 150 рублей (серебром) и подарил восьмилетнему внуку – будущему Александру III. В свою очередь полотно произвело такое впечатление на ребенка, что он часто в 1854 – 1855 годах рисовал жанровые сценки с колодцем, всадниками, повозками и водоносами.
Картину «Лейб-гусары у водопоя» поместили на почетное место в Аничковом дворце, где она и находилась до 1931 года. В настоящее время эта работа Микешина находится в Третьяковской галерее.
http://old.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10269902@SV_Articles