On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Музей "Морская Стрельна" открыт 18 августа 1996 года.
Стрельнинский краеведческий форум открыт 25 декабря 2015 года.

АвторСообщение
администратор


Сообщение: 187
Зарегистрирован: 25.12.15
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.02.16 16:04. Заголовок: М. В. Микешин в Стрельне


Олег Вареник
Тайна неизвестного рисунка
Петергофский Вестник, 13.07.2006



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]


администратор


Сообщение: 235
Зарегистрирован: 25.12.15
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.16 17:13. Заголовок: Прогулка в «чухонскую деревушку»


Олег Вареник
Прогулка в «чухонскую деревушку»
Из истории первой картины Михаила Микешина

Санкт-Петербургские Ведомости, № 185, 01.10.2010



В советское время о творчестве Микешина и о его некогда многочисленных памятниках публиковалось довольно мало. Почти все его скульптурные работы после революции были уничтожены: считалось, что в них «патриотический пафос сочетался с идеями самодержавия и православия».



Картина Михаила Микешина «Лейб-гусары на водопое» (1852), запечатлевшая картину стрельнинской жизни и получившая высокое признание в Академии художеств.Только в связи с очень знаменитыми монументами, порой ставшими символами городов, вскользь упоминалось об авторстве Микешина, например, о памятнике тысячелетию государства Российского в Новгороде, Екатерине II в Ленинграде, Богдану Хмельницкому в Киеве, да и то с оговорками: «Тот факт, что на официальных конкурсах получали предпочтение проекты Микешина-рисовальщика, а не скульпторов-профессионалов, свидетельствовал о снижении роли монументальной скульптуры в России...».

Михаил Микешин отличался с детства необычайными способностями в рисовании. Уже в четырехлетнем возрасте он так искусно перерисовывал фигуры из колоды карт, что невозможно было их отличить от настоящих. Чтобы прекратить ненужные толки и направить одаренного подростка в нужное русло, его отвели учиться рисованию к местному иконописцу, а затем отдали в гимназию в Смоленск. После ее окончания Микешин устроился на работу копиистом (чертежником) в контору по строительству Московско-Варшавского шоссе, проходившего через Рославль. В свободное время он брал уроки у живописца А. Е. Рокачевского. Эта учеба кончилась тем, что учитель породнился с учеником, женившись на его сестре, и в благодарность судьбе написал портрет ученика.

Слухи о необычном чертежнике-художнике дошли и до главного подрядчика строительства участка дороги Александра Вонлярлярского. Тот заинтересовался самородком и забрал его со стройки к себе в смоленское имение Вонлярово для ее благоустройства. Восхищенный его работами, благотворитель решил взять на себя заботы и о его художественном образовании. Привезя в Петербург, представил своему младшему брату известному писателю Василию Вонлярлярскому. Работы молодого художника, как и сам земляк, понравились мэтру. «Благосклонные знакомые» решили помочь ему в получении образования.

Искушенный в столичных и придворных интригах Василий Александрович Вон-лярлярский посоветовал Микешину съездить в расположение лейб-гвардии Конного полка, который на лето расквартировывался в Стрельне, и написать на пленере картину из жизни царской кавалерии. Шефом Конного полка был государь император, любивший и знавший толк в «баталической живописи», ценил картины, изображающие его войско, находящееся, как и Академия художеств, под высочайшим покровительством.

Василий Александрович много рассказывал юному живописцу о своей молодости, о дружбе с Лермонтовым, о том, что юнкера в училище называли его «Лярским», откинув остроумно приставку «вон» и одно «ляр», о юнкерских сочинениях Лермонтова, о знаменитой «Уланше», события которой происходили в Ижорке рядом со Стрельной, о ставшем популярным рисунке «Деревня «Ижорка» улана Николая Поливанова (Лафы), который являлся одним из главных героев «Уланши».

Вонлярлярский рассказал и о находящейся рядом даче «Александровка», принадлежавшей Павлу Константиновичу Александрову – сыну цесаревича, великого князя Константина Павловича. Прикупив к своему имению часть Ижорки, он превратил ее в сад, создал таким образом пейзажный памятник местности, где происходили события, описанные Лермонтовым в его знаменитой «Уланше». Своими рассказами о Стрельне Василий Александрович увлек и очень заинтересовал молодого впечатлительного художника.

Рисунки Микешина и ходатайства покровителей по достоинству оценили в столице. В мае 1852 года Микешина зачислили в Императорскую Академию художеств – минуя класс рисования с гипсов, сразу в батальный класс профессора Б. П. Виллевальде.

Не учась еще толком в академии, семнадцатилетний Микешин сумел благодаря своему таланту и наставлениям покровителей отличиться. В разгар лета, помня совет Василия Вонлярлярского, он съездил в Стрельну, к тому же у него здесь оказался земляк, служивший кавалерийским юнкером. Вдвоем они обошли прекрасные приморские места, полюбовались морскими видами с петровской дамбы, роскошными усадьбами, забрели и в «чухонскую деревушку» Ижорку, воспетую Лермонтовым. В центре деревни находился колодец. Сцена, увиденная возле него, запечатлелась в картине Микешина «Конные солдаты», впоследствии названной по-военному – «Лейб-гусары у водопоя».

В те годы в Академии художеств существовал такой порядок: учащиеся в конце летних каникул приносили на совет академии свои работы для участия в конкурсе. Затем из занявших призовые места работ устраивалась выставка для всеобщего обозрения и назидания. 2 сентября 1852 года вышло постановление: «По рассмотрению представленных в совет академии работ вольноприходящими учениками определено: ...удостоить награды Серебряных медалей Второго достоинства: по живописи баталической, ...Михаила Микешина за картину, изображающую «Конных солдат»...».

Эта награда обрадовала не только автора, который еще и не учился в академии, но и его покровителей. В благодарность за наставления Микешин написал портрет Василия Александровича Вон-лярлярского, который оказался ценным еще и тем, что стал его последним прижизненным изображением. 30 декабря 1852 года В. А. Вонлярлярский неожиданно скончался в возрасте 38 лет. Этот портрет в настоящее время хранится в доме-музее М. Ю. Лермонтова в Пятигорске.

В Великий пост 1853 года в Императорской Академии художеств открылась выставка картин, занявших призовые места. Эти выставки любил посещать Николай I, нередко приобретавший здесь картины для своих коллекций. Работа Микешина «Лейб-гусары у водопоя» так понравилась императору, что он купил ее за 150 рублей (серебром) и подарил восьмилетнему внуку – будущему Александру III. В свою очередь полотно произвело такое впечатление на ребенка, что он часто в 1854 – 1855 годах рисовал жанровые сценки с колодцем, всадниками, повозками и водоносами.

Картину «Лейб-гусары у водопоя» поместили на почетное место в Аничковом дворце, где она и находилась до 1931 года. В настоящее время эта работа Микешина находится в Третьяковской галерее.

http://old.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10269902@SV_Articles

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Сообщение: 236
Зарегистрирован: 25.12.15
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.16 17:16. Заголовок: Микешин в Стрельне


Олег Вареник
Микешин в Стрельне
Вести Стрельны, 29.10.2010



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет