On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Музей "Морская Стрельна" открыт 18 августа 1996 года.
Стрельнинский краеведческий форум открыт 25 декабря 2015 года.

АвторСообщение
администратор


Сообщение: 430
Зарегистрирован: 25.12.15
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.20 21:27. Заголовок: «Орловский гараж» и стрельнинские автолюбители


Олег Вареник
Увлечение автомобилями в России началось в «Орловском гараже»
Санкт-Петербургские Ведомости, 10.08.2018

С этого каретника-гаража на стрельнинской Орловской даче началось автолюбительство в России. Он появился в 1903 году и стал первым подобным сооружением в России. «Гараж» - слово французское, означает «навес, укрытие». Орловский гараж представлял собой, однако, вовсе не навес, а каменный вычурный двухэтажный дом, увенчанный княжеской короной...


За последние полтора десятка лет Орловские конюшни с гаражом превратились в руины.
ФОТО АВТОРА


Создал его тогдашний хозяин дачи князь Владимир Николаевич Орлов, получивший ее по наследству в 1885 году. Он был таким же страстным почитателем лошадей, как и его знаменитые предки, но вскоре переключился на только что появившихся в Европе «железных коней». Быстро оценил новинку, предугадав ее будущее, он приобрел в Германии «Мерседес», затем шикарный французский «Делоне-Бельвиль». Эта фирма выпускала котлы для паровозов, потому ее авто отличались округлостью капотов с фарами, как у быстроходных паровозов.

На прямом и ровном Волхонском шоссе, которое проходит рядом с его дачей в Стрельне, князь быстро научился лихо ездить, обгоняя проходившие поблизости поезда. Занятие оказалось довольно увлекательным, хотя управлять автомобилем было непросто: педалей и рычагов был почти десяток...

Под гараж был приспособлен каменный двухэтажный отапливаемый каретник, в котором размещались прежде семь карет с мастерскими и квартирами для конюхов. Там была устроена автомастерская, а на втором этаже - жилые помещения для шоферов-механиков.

Сейчас трудно поверить, что в те времена первых автолюбителей называли французским словом «моветон» (дурной тон). Треск мотора, резкий запах бензина и выхлопных газов, быстрая езда пугали не только лошадей, но и не привыкших к новинкам столичных горожан, которые называли авто «керосиновой штукой».

Даже Николай II относился с недоверием к новому транспорту, хотя его младший брат Михаил имел автомобиль и несколько раз катал его. Только когда Орлов, исполнив просьбу императрицы Александры Федоровны, неожиданно быстро в удобном и роскошном автомобиле перевез ее из Петергофа в Царское Село, тогда и сам Николай II, наслушавшись восхищенной супруги, соизволил прокатиться с Орловым по парку в Царском. Затем последовали дальние поездки в Гатчину и другие окрестности столицы. А через полгода государь поручил Орлову выбрать и купить и для него такие же французские «моторы». Вскоре у царя появились и «Мерседесы», и другие новинки автотехники.

Под руководством Орлова были построены императорские гаражи в Царском Селе и в Петергофе. На должность технического директора императорского гаража Орлов пригласил французского автомобильного мастера Адольфа Кегресса с окладом 4200 руб. в год. После испытаний, учиненных Орловым, он стал личным шофером Николая II. С каждым годом автопарк царя пополнялся новыми «моторами», даже для цесаревича Алексея князь Орлов приобрел детский двухместный «Пежо-Беби» (2,7 м в длину), развивавший скорость до 40 км/ч. Для управления императорскими автомобилями Орлову пришлось организовать и школу шоферов.

Кроме шефства над императорскими автомобилями генерал-майор Орлов был начальником Военно-походной канцелярии императора. Такое сближение с императорской семьей не очень нравилось окружению царя. По утверждению историка искусствоведческих наук Ильи Зильберштейна, в первые месяцы Первой мировой войны поползли слухи, что Орлов был любовником царицы и является отцом наследника Алексея. В 1915 году Орлова удалили от двора, отправив на Кавказ. Парадоксально, но это позже спасло ему жизнь. В 1918-м он из Крыма эмигрировал во Францию...

Что же касается стрельнинской дачи Орлова, то после революции она была, естественно, национализирована. Обширные орловские конюшни с гаражом заняла военная автобаза. Во время немецкой оккупации здания не пострадали. После войны конюшни обнесли высоким металлическим забором, за которым разместились ветеринарные склады Ленинградского военного округа, имевшие название «Фронтовые». Орловская улица, идущая вдоль усадьбы к станции Стрельна, в советское время была переименована в проспект Ворошилова, в 1964 году - во Фронтовую.

В 2000-х годах бывшие ветеринарные склады выехали из конюшен. Территория оказалась бесхозной и заброшенной, удивляя любопытных туристов своими сказочными строениями, которые, став объектом вандализма, начали постепенно разрушаться. Не так давно восемь исторических зданий бывших Орловских конюшен, находящихся под охраной государства (причем как объект федерального значения), военное ведомство передало городу. С февраля нынешнего года бывшие конюшни находятся под охраной. Появилась надежда, что и забытый гараж первого автомобилиста России Владимира Николаевича Орлова обретет должное внимание.


Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 145 (6254) от 10.08.2018 под заголовком «Забытый княжеский гараж».
https://spbvedomosti.ru/news/nasledie/zabytyy_knyazheskiy_garazh/

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет